Дата публикации: 28.03.2025
Проскомидия — это важная часть Божественной Литургии, начинающаяся еще до основного богослужения, где священник совершает священнодействия с принесенными хлебом и вином. Название "проскомидия" происходит от греческого слова "προσκομιδή" (проскомиди), означающего "приношение". Это предварительное богослужение предваряет Евхаристию, когда священник поминает живых и усопших, вынимая частицы из принесенных просфор. Символизм действий священника в этом таинственном акте соединяет невидимый и видимый мир: частицы хлеба, вынутые за каждого, кто поминается, возлагаются на дискос рядом со Святыми Дарами, символизируя, что поминаемые причастны Христу.
На проскомидии используется пять просфор, символизирующих евангельское чудо о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами. Из первой просфоры (Агничной) вынимается Агнец — часть, которая станет Телом Христовым; из второй — частица в честь Богородицы; из третьей — девять частиц в честь святых; из четвертой — частицы за живых; из пятой — за усопших. После причащения верующих в конце Литургии вынутые частицы за живых и усопших погружаются в Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Это действие символизирует омовение грехов поминаемых людей Кровью Христовой.
Место проскомидии в структуре богослужения определяет её как начальный этап Литургии, на котором подготовляются Святые Дары. Молитвенное поминовение на проскомидии включает в себя молитвы о здравии и об упокоении, подчеркнутые в действиях священника как выражение любви и веры верующих в Божье милосердие и спасение.
Верующие могут приносить в храм свои просфоры с записками для поминовения близких. Эти просфоры передаются в алтарь, где священник, вынимая частицы, молитвенно произносит имена поминаемых. После Литургии верующие получают обратно остаток просфоры, из которой вынимались частицы. Антидор же, который раздается всем верующим в конце Литургии, — это остатки агничной просфоры. И антидор, и остатки просфор принято вкушать натощак с молитвой. Это создает особую духовную связь между молящимся и богослужением, даже если верующий не может присутствовать на всей службе.
Сорокоуст — это установленное церковное правило 40-дневного молитвенного поминовения, проводимого во время Божественной Литургии. Это поминовение берет свое название от числа "сорок", что символизирует полноту и завершенность в библейском понимании. Происхождение традиции сорока дней тесно связано с примерами из Священного Писания, такими как сорокодневный пост Господа в пустыне и сорок дней Моисея на горе Синай.
Согласно православному преданию, первые 40 дней после смерти являются особым периодом для души усопшего, когда она проходит испытания (мытарства) и определяется её загробная участь до Страшного Суда. Церковное поминовение в эти дни особенно важно. Сорокоуст за упокой наиболее действенен именно в этот период. Для живых же сорокоуст символически отражает сорокадневный пост Спасителя и период очищения и укрепления в вере.
Духовный смысл сорокоуста заключен в его постоянстве и настойчивости. Ежедневное поминовение дает христианам возможность на протяжении длительного времени молиться о спасении души усопших или здравии живых, воздействуя тем самым на духовное состояние как поминаемых, так и самих молящихся. Сорокоуст становится символом постоянной молитвенной связи общины и каждого из её членов с Богом.
Критерий | Проскомидия | Сорокоуст |
---|---|---|
Длительность поминовения | Одна Литургия | Каждый день в течение 40 Литургий подряд |
Особенности совершения | Извлечение частиц из просфоры с произнесением имен поминаемых | Поминовение имени совершается ежедневно целые 40 дней |
Особенности поминовения на богослужении | Имя поминается только на проскомидии | Имя поминается на проскомидии и, в зависимости от местной традиции, может дополнительно поминаться на ектениях во время Литургии |
Назначение | Молитвенное предстательство за живых и усопших во время приготовления Святых Даров | Направлено на особое внимание и усиленное поминовение |
Основания для выбора | Чаще заказывается для часто посещаемых богослужений | Подходит для особых нужд и долгосрочной молитвенной помощи |
Проскомидия и сорокоуст не противопоставляются как разные типы поминовения. Сорокоуст включает в себя поминовение на проскомидии, но совершаемое ежедневно в течение 40 дней.
Священнослужители обычно советуют заказывать проскомидию, когда необходимо краткое и регулярное поминовение, актуальное для частого посещения богослужений. Это приношение может быть избрано в любое время, когда верующий желает обратить внимание на свои нужды или нужды своих близких на одном богослужении.
Сорокоуст (ежедневное поминовение на проскомидии в течение 40 дней) о здравии или упокоении заказывается в случаях:
Опытные духовники советуют сочетать различные виды поминовения для максимальной духовной пользы. Например, за тяжелоболящего можно заказать сорокоуст о здравии, а также регулярно подавать записки на проскомидию в других храмах и заказывать молебны перед иконами целителей (св. Пантелеимона, Луки Крымского). За усопших помимо сорокоуста полезно совершать поминовение на панихидах в особые дни церковного календаря – родительские субботы и дни памяти.
При подаче записок на поминовение следует учитывать правила, действующие в конкретном храме или монастыре. Как правило:
Нельзя подавать записки о некрещеных людях или самоубийцах без архиерейского разрешения.
В современных условиях некоторые монастыри, храмы, церкви предлагают возможность заказать поминовение дистанционно. Однако важно убедиться, что вы обращаетесь к официальным ресурсам канонических церковных учреждений в сети Интернет.
Стоит помнить, что церковное поминовение не отменяет необходимости личной домашней молитвы. Святые отцы рекомендуют сочетать заказные службы с ежедневным поминанием близких в своем молитвенном правиле и делами милосердия, совершаемыми в память о поминаемых.
Таким образом, каждая форма (и проскомилия, и сорокоуст) имеет свое место в духовной практике православных христиан. Молитвенное поминовение на проскомидии и сорокоуст представляют собой важные духовные практики, укорененные в многовековой традиции Православной Церкви. Выбор между ними определяется конкретными обстоятельствами, духовными потребностями и советом духовника. Обе формы имеют глубокое основание в церковном предании и являются проявлением соборной молитвы Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал, что поминовение должно сопровождаться делами милосердия и личным духовным совершенствованием. По учению святых отцов, действенность церковного поминовения связана не только с формальным совершением обряда, но и с духовным расположением молящихся – их искренней верой, покаянием и любовью к поминаемым.
Для новоначальных верующих полезно начать с регулярной подачи записок на проскомидию, постепенно осваивая и другие формы церковной молитвы. Любая форма церковного поминовения должна укреплять нашу связь с Богом и ближними, вести к преображению сердца и души, помогая нам уподобляться Христу в любви и милосердии. Только тогда и проскомидия, и сорокоуст принесут истинные духовные плоды.
ИП Маняшкин Евгений Никодимович / ОГРНИП 32577460004983 / ИНН 772646283008
Принимаем к оплате
Принимаем к оплате