/
/
/
Сорокоуст и обедня (литургия): в чем разница и что лучше заказать для поминовения
Дата публикации: 19.03.2025
В духовном жизнеустройстве православного верующего важное место занимает поминовение, совершаемое как в храме, так и в домашней молитве. Однако многие прихожане, недопонимая тонкости церковной традиции, путают такие понятия, как "сорокоуст" и "обедня", видя в них лишь ритуальные служения, структура и цель которых казались бы схожими. Эта путаница порождает вопросы о том, чем отличается сорокоуст от литургии (чем отличается обедня от сорокоуста), и что более уместно в конкретных житейских ситуациях. Разбор этих понятий лежит в основе понимания не только церковного богослужебного уклада, но и личной молитвенной жизни каждого христианина.
Божественная Литургия — центральное и основное богослужение в Православной Церкви, в ходе которого верующие соединяются со Христом в Таинстве Евхаристии. Литургия является главным событием богослужебного дня и носит глубоко мистический характер, становясь источником и кульминацией молитвенной жизни Церкви. В таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы действием Святого Духа, и верующие соединяются со Христом в Святом Причастии.
Термин "обедня" происходит из народного языка и означает просто "Божественную Литургию", делая понятным смысл церковной службы для широких народных масс. Литургию на Руси называли «обедней» по двум основным причинам:
Существует различие между "простой" и "заказной" обедней. Простая подразумевает лишь поминовение имен во время совершения проскомидии, в то время как заказная предполагает особую интенсивность молитвенного обращения, когда священник возносит особые прошения об упомянутых лицах в определенные моменты Литургии: на ектениях, при возносимых сугубых молитвах.
Церковное поминовение на Литургии имеет глубокое духовное значение. Оно укрепляет связь человека с общиной, с церковной молитвой, а главное — с Господом, открывая двери Царства Небесного как живым, так и усопшим.
Сорокоуст — это особый чин продолжительного поминовения, осуществляемого в течение сорока дней. Это особая форма молитвенной памяти, которую Церковь связывает с представлением о сорокадневном пути души после смерти, когда она особенно нуждается в молитвенной помощи.
Важно подчеркнуть, что сорокоуст означает именно поминовение на сорока литургиях. Если богослужение происходит не каждый день, а с перерывами, то сорокоуст завершится не по истечении сорока календарных дней, а по совершении 40 служб. Это особенно актуально во время Великого поста, когда полная литургия совершается только по субботам, воскресеньям и в некоторые праздничные дни, поэтому сорокоуст может растянуться на более длительный период.
Сорокоуст исторически имел двухстороннее применение: с одной стороны, он всегда употреблялся для усопших, с другой — для живых, чтобы Господь даровал благодать и исцеление душам и телам. В зависимости от цели, сорокоуст может быть о здравии, когда молитва обращена за живых, и об упокоении, когда он совершается за покойных, моля Господа помиловать их души.
В современной церковной практике сорокоуст занимает особое место в духовной жизни верующих. Он продолжает связывать молящегося со Святой Евхаристией и наполнен глубочайшим духовным содержанием, поддерживая традицию молитвенного соборного обращения к Богу.
Термин "сорок обеден" в народной практике появился как обозначение той же последовательности из сорока Божественных Литургий, которую мы называем сорокоустом. Эти понятия в сущности тождественны, хотя в разных приходах и регионах могут предпочитать то или иное наименование.
Путаница в терминологии часто происходит из-за региональных различий и особенностей практики различных приходов. В одних местах больше употребляют термин "сорокоуст", в других — "сорок обеден", но суть молитвенного обращения остается неизменной — это предстояние перед Богом с просьбой о милости, покровительстве или прощении на протяжении 40 богослужений.
В отличие от единичного поминовения на проскомидии, сорокоуст (или сорок обеден) обеспечивает регулярную и продолжительную молитвенную поддержку. Во время каждой из сорока литургий частица, вынутая из просфоры с именем поминаемого, соединяется с Кровью Христовой, символически соединяя человека с искупительной жертвой Спасителя.
Параметр | Литургия (одна обедня) | Сорокоуст (сорок обеден) |
---|---|---|
Частота | Совершается, как правило, разово | Совершается в течение сорока литургий |
Назначение | Поминовение в общих молитвах | Специальное продолжительное поминовение |
Объект поминовения | Живые и усопшие | Живые о здравии и усопшие о упокоении |
Духовный акцент | Союз с Христом в Евхаристии | Длительное молитвенное заступничество |
При выборе необходимо учитывать конкретные жизненные обстоятельства.
Если требуется скорое подношение благодарения или помощи, подойдет заказная Литургия.
Сорокоуст же актуален для долговременного участия в молитвах, для помощи живым в здравии или для души покойного в особенно важный период сорокадневного пути. Обычно с просьбой о такой сугубой молитве обращаются в особенных жизненных ситуациях: когда молитвенная поддержка особенно нужна человеку, находящемуся в испытании или болезни, или же когда христианин хочет воздать благодарение Богу за Его милость (например, после исцеления). Сорокоуст об упокоении служится для того, чтобы помочь душе усопшего на пути в иной мир. Можно также заказать такое поминовение в годовщину смерти или спустя несколько лет — в память о покойном.
Чтобы заказать сорокоуст (сорок обеден), нужно обратиться в церковную лавку храма и подать записку с именами тех людей, о которых вы просите помолиться. Важно помнить: в записках можно указывать только имена крещенных в Православии. Имена иноверцев и инославных христиан (католиков, протестантов) писать в записках не следует.
Заказывая сорокоуст или отдельную литургию, важно помнить, что эти церковные поминовения дополняют, но не заменяют личную молитву. Церковная и домашняя молитва — два крыла, на которых человек поднимается к Богу. Литургия или заказной сорокоуст — это коллективное молитвенное делание, но личная молитва продолжает это делание в повседневной жизни, углубляя наше духовное соучастие.
В сорокадневный период после кончины близкого человека мы не только молимся дома сами, утром и вечером во время правила, поминая новопреставленного. В это особенное время мы стараемся чаще участвовать в Божественной Литургии, не упуская возможности помолиться в храме. Очищаем свою душу покаянием, раздаем милостыню за упокой души, а на девятый, двадцатый и сороковой день совершаем панихиды.
Молитвенные слова должны исходить от сердца и сопровождаться деятельной любовью, выраженной через дела милосердия. Милостыня — символ внутреннего расположения к служению ближнему, укрепляющая личную молитву, приносящая духовные плоды и разливающая благодать. Таким образом, сочетание церковного поминовения с личной молитвой и делами милосердия создает целостную духовную практику, соединяющую верующего с Церковью и с Богом.
ИП Маняшкин Евгений Никодимович / ОГРНИП 32577460004983 / ИНН 772646283008
Принимаем к оплате
Принимаем к оплате