Дата публикации: 21.03.2025
Сорокоуст за упокой — это древняя церковная традиция регулярного поминовения усопшего на каждой Божественной литургии в течение сорока дней. Слово "сорокоуст" имеет два возможных толкования: оно может происходить от слов "сорок" и "уст" (уста - рот, губы), что буквально означает "сорок молитв", или от слов "сорок" и "устав" (церковный устав, правило), обозначая сорокадневное поминовение по церковному уставу. В течение этого периода на богослужениях за каждой Божественной литургией совершается молитва о упокоении души новопреставленного, что символизирует искреннее стремление родственников и друзей оказать духовную поддержку на переходном этапе жизни души от земного мира в вечность.
На проскомидии священник вынимает частицу из просфоры за поминаемого, произнося слова "Помяни, Господи, (имя)", и в конце Литургии опускает эти частицы в Чашу с Кровью Христовой в знак омовения грехов поминаемых. Для душ умерших эта молитва на главном церковном богослужении считается наиболее действенной, облегчая пребывание в загробном мире в ожидании Страшного Суда. Божественная Литургия, во время которой совершается поминовение в рамках сорокоуста, является главным богослужением в православной церкви. Именно на Литургии происходит Таинство Евхаристии (Причащения), когда хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Поминовение усопших во время этого Таинства имеет особую силу, так как соединяет их с искупительной жертвой Христа.
История сорокоуста уходит корнями в первые века христианства, когда верующие воссоединялись в молитве о усопших, стремясь помочь им в предстоянии на Суд Божий. Число сорок имеет глубокое библейское основание — оно встречается в ключевых событиях Священной истории: Моисей пребывал на горе Синай сорок дней, Иисус постился в пустыне сорок дней, и церковь, следуя аналогии духовных испытаний, отмеряет этот период как время подготовки и очищения души.
Согласно православному учению, после смерти душа проходит определенный путь в загробном мире. На сороковой день после смерти душа предстает на частный суд, где определяется ее временное место пребывания до Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Потому именно в эти дни особенно важно усиленное молитвенное прошение, которое может помочь душе, дать защиту, облегчить её участь.
Следуя традиции, сорокоуст заказывают сразу после смерти человека — так начинается важное время молитвенного поддержания. Заказывая сорокоуст об упокоении новопреставленного, родные выражают свою заботу и внимание к усопшему на начальном этапе его пребывания в загробной реальности.
Третий, девятый и сороковой дни после смерти традиционно считаются особыми днями поминовения, когда молитва имеет особую силу. Третий день символизирует Воскресение Христово, случившееся на третий день, и выражает веру в то, что усопший также воскреснет. Девятый день связан с представлением о девяти ангельских чинах, через которые проходит душа. Сороковой день знаменует собой конец сорока дней испытаний.
Сорокоуст традиционно заказывают сразу после смерти человека, но его можно заказать в любое другое время, поскольку Церковь постоянно молится "о их же снабдел еси честною Твоею Кровию" - то есть о тех, кто был членом Церкви и причащался Святых Тайн.
Для заказа сорокоуста верующий должен обратиться в приходскую церковь, предпочтительно в ту, к которой принадлежал усопший. О том, как заказать сорокоуст за упокой, можно узнать у священнослужителя. Необходимо указать имя усопшего в крещении и попросить о совершении сорока дней молитвенного поминовения.
Для подачи записки на сорокоуст обычно используются специальные бланки или записки с надписью "О упокоении" и пометкой "сорокоуст". Имена следует писать в родительном падеже (например: Иоанна, а не Ивана), используя полную форму имени при крещении. Если усопший имел монашеский постриг, это обязательно указывается.
Важно отметить, что заказывать сорокоуст можно и нужно только за крещеных православных христиан. Желательно, чтобы человек при жизни принимал участие в церковных таинствах. Однако церковь молится за любого крещеного. Церковь не совершает заупокойные молитвы за некрещеных, отрекшихся от веры и самоубийц (за исключением случаев невменяемости).
Семьям и друзьям усопшего предлагается не только заказать сорокоуст, но и самим участвовать в службах, усиливая свою молитву личными прошениями дома. Поминовение может сопровождаться благотворительностью и постом.
Традиционно за сорокоуст дается пожертвование — это вклад на содержание храма. Размер пожертвования определяется возможностями верующего. В церковном понимании пожертвование — это не оплата услуги, а добровольное приношение на нужды храма и его служителей. Исторически такие пожертвования были частью заботы прихожан о содержании храма и духовенства. Важно помнить: ценность молитвы не зависит от размера пожертвования. Христос высоко оценил лепту вдовы из Евангелия — малое пожертвование от всего сердца приносит большую духовную пользу.
Помимо заказа сорокоуста близким важно поминать умершего дома кратко или с помощью Псалтири. Особый чин чтения Псалтири включает молитвы после каждой кафизмы.
В течение 40 дней рекомендуется очищать свою душу покаянием, раздавать милостыню и совершать панихиды на третий, девятый и сороковой дни после смерти.
В некоторых православных традициях существует обычай: родные постятся 40 дней как дополнительная жертва ради помощи душе усопшего. Самое главное – пытаться изменить свою собственную жизнь с помощью покаяния, участия в Таинствах Исповеди и Причастия. Подобные действия дают душе усопшего огромную радость.
Таким образом, сорокоуст за упокой — это не просто традиция, а глубоко духовная практика, соединяющая живых и усопших в молитвенном общении. Это время особой заботы о душе ушедшего человека, когда молитвы близких могут оказать существенную помощь в её посмертном пути. Одновременно, это период духовного роста для самих молящихся, возможность переосмыслить свою жизнь, укрепиться в вере и любви к ближним.
Заказывая сорокоуст, мы не только выражаем свою любовь к усопшему, но и свидетельствуем о нашей вере в жизнь вечную, в милосердие Божие и силу молитвы. Это напоминание о том, что смерть — не конец, а переход, и что наша связь с ушедшими не прерывается, а обретает новое, духовное измерение.
ИП Маняшкин Евгений Никодимович / ОГРНИП 32577460004983 / ИНН 772646283008
Принимаем к оплате
Принимаем к оплате