/
/
/
Сорокоуст в Великий пост: особенности чтения и заказа требы в постное время
Дата публикации: 25.03.2025
Сорокоуст представляет собой древнюю и благоговейную традицию Церкви, которой возжигаются пламя молитвенной памяти и устремления к Богу за наших ближних. Само понятие сорокоуста раскрывается через его практическое воплощение — это 40-дневное поминовение на Божественной Литургии, где имена усопших или живых возносятся пред престолом Божиим во время святой Евхаристии.
Особая значимость вопроса о том, читается ли сорокоуст в Великий пост, обусловлена самим духом этого периода. Великий пост — время глубокого покаяния и духовного смирения, но также и время усиленной молитвы за всех членов Церкви, живущих и усопших, что подчеркивает важность продолжения поминовения и в это время.
Великий пост вносит особые изменения в богослужебный устав, призывая верующих к более глубокому сосредоточению на духовной жизни. В отличие от других постов церковного года (Петрова, Успенского, Рождественского), Великий пост имеет наиболее строгие ограничения в богослужебном порядке.
Порядок богослужений в это время отличается от остального года, что напрямую влияет и на практику совершения сорокоуста.
Полная Литургия святых отцов Василия Великого и Иоанна Златоуста совершается только по субботам и воскресеньям, что соответствует времени освященной радости и воскресения. В воскресные дни Великого поста совершается Литургия Василия Великого, отличающаяся возвышенной духовной атмосферой и укрупненным чином. Литургия Иоанна Златоуста совершается по субботам, обращая наше внимание на шествующий навстречу воскресению день Господень.
В будние дни Великого поста служится Литургия Преждеосвященных Даров. Этот торжественный и строгий чин не предусматривает полного таинства Евхаристии, но позволяет причащаться Святых Даров, освященных на предыдущих полных Литургиях. Здесь особое внимание нужно уделить отсутствию проскомидии, ибо изъятие частиц совершается исключительно по субботам и воскресеньям. В современной практике, Литургия Преждеосвященных Даров совершается преимущественно по средам и пятницам, а в некоторых храмах и монастырях — и в другие будние дни. Здесь поминовение приобретает особую значимость, будучи продолжением постоянной молитвенной традиции в трудовых буднях поста.
Важно понимать, что несмотря на отсутствие полной Литургии в будние дни, молитвенное поминовение не прерывается. Имена из записок, поданных на сорокоуст или годовое поминовение, читаются на утренних богослужениях, сохраняя тем самым непрерывность молитвенной практики Церкви.
Церковные каноны внимательны к нуждам верующих и позволяют заказывать сорокоуст в Великий пост — как о здравии, так и за упокой. Это является важной традицией, поддерживающей духовное соединение с Церковью в суровое время поста. Многие церковные авторитеты, включая современных опытных духовников, подтверждают важность продолжения литургического поминовения в период Великого поста, подчеркивая его особую духовную ценность в это время.
В другие посты церковного года (Петров, Успенский, Рождественский) сорокоуст совершается по обычному порядку, так как в эти периоды нет таких строгих ограничений на совершение полной Литургии. Это означает, что процесс поминовения происходит более регулярно, чем во время Великого поста, и обычно не требует значительного продления календарного срока.
Однако следует учитывать нюансы подачи записок в некоторые дни. Некоторые священники могут рекомендовать начинать сорокоуст перед Великим постом или в первые его дни, чтобы избежать необходимости значительного продления периода поминовения, но это скорее практический совет, чем церковное правило.
Сорокоуст о здравии во время Великого поста можно подавать за всех, кто нуждается в духовной помощи и укреплении, включая тех, кто болеет, испытывает различные трудности и нуждается в особом попечении Бога и Церкви.
Поминовение усопших в Великий пост осуществляется с учетом особых богослужебных норм. Исключительно благоприятные дни для этого — Родительские субботы — во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста. В эти дни особо совершается молитва за всех почивших, чем подчеркивается торжественное значение сорокоуста за упокой в это время.
Важно помнить, что церковные каноны четко обозначают, что сорокоуст нельзя заказывать за некрещеных людей и иноверцев, за принципиальных атеистов (даже если они крещены в Православии), сектантов и еретиков, а также за открытых богохульников.
Совершение сорокоуста во время Великого поста подчинено особенному порядку богослужений этого периода. Изъятие частиц из просфор на поминовение живых и усопших совершается лишь в дни, когда проводится полная Литургия — по субботам и воскресеньям. Такой порядок требует осмысленного подхода к пониманию сути сорокоуста не как календарного периода, а именно как сорока совершенных Литургий.
Влияние постового богослужебного устава на порядок сорокоуста означает, что традиционный 40-дневный срок может продлеваться, чтобы достичь числа сорока Литургий. Согласно священноисповеднику Афанасию (Сахарову), «основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока Литургий», и этот смысл подчёркивается независимо от календарного подсчета сорока дней.
В отличие от Великого поста, в другие постные периоды (Петров, Успенский, Рождественский) полная Литургия совершается значительно чаще, поэтому сорокоуст в эти периоды читается по обычному порядку — практически ежедневно. Это означает, что календарное время и литургическое время в эти посты совпадают более тесно, и сорокоуст завершается примерно через 40 календарных дней.
Литургийное поминовение в Великий пост продолжается на полных Литургиях, совершаемых по субботам и воскресеньям Великого поста, а также в праздник Благовещения, если он приходится на будний день поста. Если в сороковой день после кончины христианина нет возможности совершить поминовение, церковный устав допускает частные требы или же поминовение в ближайший возможный день.
Таким образом, сорокоуст должен быть продолжен до полного количества 40 совершенных Литургий. Это требует гибкости в понимании разницы между календарным периодом и фактическим числом совершаемых богослужений, что зачастую приводит к тому, что срок поминовения выходит за рамки 40 календарных дней. Такой подход отражает глубинное понимание церковного времени, которое всегда качественно отличается от мирского календаря своей ориентацией на литургические события, а не на формальный счет дней.
Важно помнить, что заказывая требы, включая сорокоуст, не следует относиться к ним как к способу получения желаемого (например, здоровья). Также необходимо понимать, что заказанный сорокоуст не заменяет полноценного участия в церковной жизни. Ни сорокоуст, ни другие церковные требы не являются способом сделать так, чтобы верующие или их близкие не болели. Любая молитва, прежде всего, должна иметь духовные цели и только затем уже телесные. Православное понимание молитвы — это прежде всего живое общение с Богом, соединение с Ним в любви, а не механизм защиты или получения материальных благ.
ИП Маняшкин Евгений Никодимович / ОГРНИП 32577460004983 / ИНН 772646283008
Принимаем к оплате
Принимаем к оплате