/
/
/
Что заказывают в церкви на годовщину смерти: виды служб и правила поминовения
Дата публикации: 17.03.2025
В православной традиции годовщина смерти усопшего является значительным событием, которое оказывает влияние как на душу умершего, так и на живущих. Первая годовщина смерти после кончины особенно важна, так как она завершает первый полный год молитвенного поминания усопшего. В этот день совершается особая память об умершем, и церковное общение подчеркивает, что усопшие не исчезают из нашего духовного мира, а продолжают существовать в ином измерении.
Согласно православному учению, жизнь человека не заканчивается со смертью физического тела. Смерть рассматривается как рождение в вечность, в новое бытие, где душа продолжает своё существование. Из-за этого годовщина смерти превращается в сакральное воспоминание, вдохновляющее на молитву и духовные усилия ради усопшего. Таким образом, момент годовщины смерти подчёркивает прямую связь между земной церковью и вечностью, где пребывают души.
Поминание усопших — это древняя христианская практика, имеющая глубокое духовное значение. Через молитвы за умерших мы выражаем нашу любовь к ним и надежду на их спасение. Поминальная молитва способствует тому, чтобы душа усопшего обрела милость и покой в мире вечной жизни. Это проявление нашего участия в судьбе души, продолжающей свой путь.
В православной традиции принято заказывать различные службы и молитвы, чтобы лучше почтить память усопшего. Одной из основных таких служб является панихида, которая исполняется на годовщину смерти. Панихида — это короткое заупокойное богослужение, в котором Церковь молит Бога простить все прегрешения умершему и даровать мир душе в небесных обителях.
Кроме панихиды, можно заказать записку на заупокойную литургию. Так называют Божественную литургию, которую специально посвящают поминовению усопших. На таком богослужении читаются особые молитвы об упокоении и совершается особое поминовение усопших. Заупокойные литургии проводятся в связанные с поминовением даты, например, в Родительские субботы, в дни всеобщего поминовения усопших, а также по случаю кончины высоких церковных иерархов или трагической гибели большого количества людей. Во время такой литургии подаются записки с именами усопших, которые священник поминает на проскомидии (приготовлении Святых Даров) и во время ектений. Для полноценного поминовения рекомендуется приносить в храм просфоры — особый литургический хлеб, из которого вынимаются частицы за живых и усопших. Многие православные верующие считают важным не только заказать поминовение, но и самим молитвенно участвовать в богослужении, держа зажженные свечи, что символизирует нашу молитву и веру в то, что душа усопшего продолжает жить в вечности.
Стоит отметить, что сорокоуст — специальное служение с ежедневными молитвами за усопшего в течение сорока дней — обычно заказывают сразу после кончины человека. Однако его можно заказать и в другие дни, включая годовщину смерти.
Поминание усопшего на годовщину смерти включают и частные молитвы, которые укрепляют личную веру и духовное осознание вечной жизни. Каждый, кто пришел в храм, может предложить свою личную молитву за усопшего, дополнив тем самым общий поминальный поток.
Порядок полной панихиды включает в себя более продолжительное чтение молитв и псалмов, сугубую ектению, молитвы прощения грехов для душ усопших, и завершение словами «вечная память».
Полная панихида обычным образом совершается в храме, и её могут слушать все присутствующие верующие, включая членов семьи, друзей и близких усопшего. Присутствие на панихиде учит собравшихся о важности молитв за умерших и поддерживает их в печали благодаря благодати Божией.
Эта служба приурочена как раз к испрашиванию Божьей милости к усопшему и прощения его грехов, совершенных им во время земной жизни. Заказ панихиды вводится в практику с целью исполнить заповедь о помощи душам усопших.
Панихида и лития — это заупокойные службы, которые совершаются для молитвенного поминовения умершего. Однако между ними есть некоторые различия, важные для правильного выбора службы в годовщину смерти.
Панихида — это более продолжительное и торжественное богослужение. В её структуру входит чтение Псалмов, ектений и заупокойных молитв. Панихида обычно совершается в храме и является основным видом заупокойной службы. Она позволяет собрать близких для совместной молитвы об упокоении души усопшего.
Лития — это краткая заупокойная служба, которая может быть совершена не только в храме, но и на кладбище, у могилы. Лития состоит из более сокращенного порядка молитв и прошений. Она менее обширна, но ее значимость ни в коем случае не уменьшает важности молитвы перед Богом за усопшего.
Выбор между панихидой и литией можно делать в зависимости от обстоятельств и возможности участия большего или меньшего числа людей. Например, панихида может быть предпочтительнее, если планируется церемония с большим числом участников в церкви, в то время как лития подойдет для более скромного семейного поминовения на кладбище.
Заупокойная литургия — это самая полная и значимая из заупокойных служб. Литургия — это священнодействие особенной близости к Богу, и на ней совершается Евхаристия — Таинство, в котором хлеб и вино преложаются в Тело и Кровь Христовы. Заупокойная литургия особенно уместна в первую годовщину смерти, но также подходит для любых последующих годовщин и других дней особого поминовения усопших в течение церковного года.
Заказ заупокойной литургии следует сделать заранее, обратившись к настоятелю или дьякону храма. В ходе литургии имена усопших произносятся в заупокойной ектении, их упоминают также и при возношении Святой Чаши. Это действенное средство ходатайства нашей общинной молитвы пред Богом о даровании вечного и светлого места пребывания для души умершего.
Согласно православной традиции, Божественная литургия с поминовением усопшего представляет собой самую действенную помощь для души умершего. Именно на литургии приносится Бескровная Жертва или Жертва Бескровная — Тело и Кровь Христовы — приносится за весь мир, включая и усопших (в православной традиции допустимы оба варианта этого выражения, хотя в богослужебных текстах чаще встречается первый вариант).
Таким образом, выбор вида службы зависит от обстоятельств:
Телесное удаление делает нас более внимательными к душам тех, кого мы любили, и молитвы в церкви на годовщину смерти помогают соединяться с ними в молитвенном единстве и уповании на Бога.
Приближение годовщины смерти близкого человека — это важное духовное событие, требующее осмысленной подготовки и молитвенного настроя. Первым и важнейшим шагом является выбор храма, где будет проводиться поминовение усопшего. Этот выбор должен основываться на глубоком понимании сущности церковной жизни и приверженности церковным традициям. Главным критерием для выбора храма является его каноничность — принадлежность к законной православной церковной юрисдикции. Важно также учитывать духовную атмосферу храма и регулярность богослужений. Географическая близость может быть дополнительным удобным фактором, но не должна быть определяющей.
По достижении согласия с выбором храма необходимо заранее поговорить со священнослужителями о предстоящих богослужениях. Обращение к священнослужителю стоит планировать как минимум за несколько недель до намеченной даты, чтобы в расписании храма нашлось время на проведение службы.
Важно помнить, что в дни великих праздников и воскресенья, которые посвящены воспоминанию о Воскресении Христовом, заупокойные молитвы на литургии могут быть ограничены, а панихиды обычно не совершаются. В такие дни поминовение переносится на ближайший день, разрешенный уставом. Особенно важно это учитывать при планировании годовщины смерти, чтобы заранее согласовать с духовенством возможность совершения заупокойных служб.
Помимо храмовых богослужений, важной частью православной традиции поминовения является домашняя молитва. Многие верующие накануне годовщины смерти устраивают чтение Псалтири по усопшему в домашних условиях. Псалтирь традиционно разделяется на 20 кафизм, которые можно распределить между родственниками и близкими для непрерывного чтения. Такая практика не только помогает душе усопшего, но и объединяет живых в общей молитве и воспоминании.
При заказе поминальных служб принято делать пожертвование на нужды храма. Важно понимать, что это не "плата за услугу", а добровольная жертва, размер которой определяется вашими возможностями. Истинная ценность пожертвования заключается не в сумме, а в искренности намерения и любви к Церкви.
После поминовения в храме принято устраивать поминальный обед. Это не просто трапеза, но часть великой традиции христианского братства и любви. Поминальный обед — продолжение молитв за усопшего, выраженное в форме духовного единства и воспоминания о добродетелях почившего.
При подготовке к поминальной трапезе следует учитывать церковные посты и праздники, чтобы блюда соответствовали уставу. Традиционно на стол подаётся кутья (она же коливо) — варёное зерно (пшеница или рис) с мёдом или изюмом, символизирующее вечность жизни и воскресение. Кутия и коливо — это по сути одно и то же поминальное блюдо с небольшими региональными различиями в названии и составе. Как отмечает православная традиция, «поминальную пищу обычно называют – кутьёй; великопостную – коливом». В некоторых регионах (особенно с греческим влиянием) это блюдо богато украшают орехами, сладостями и свечами. Пшеница, рис и плоды в кутье означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.
В других местах традиция предписывает воздерживаться от спиртных напитков на поминках, делая акцент на молитвенном настрое.
Общим для всех традиций является начало трапезы с молитвы и воспоминаний о добрых делах усопшего.
Важно помнить, что поминальная трапеза — это не просто прием пищи, а продолжение духовного общения. Традиционно во время поминального обеда принято вспоминать добрые дела усопшего, его достоинства и заслуги, избегая осуждения и пустословия. В некоторых традициях первое место за столом оставляют пустым, символически присутствующим для усопшего, а его порцию отдают нуждающимся или оставляют в храме.
Таким образом, подход к годовщине смерти является глубоким благочестивым делом, связующим земное и небесное через церковные молитвы и традиции. Каждый готовится к этому событию в меру своих духовных сил, принося свое сердце в жертву любви и памяти.
ИП Маняшкин Евгений Никодимович / ОГРНИП 32577460004983 / ИНН 772646283008
Принимаем к оплате
Принимаем к оплате